Новый виток экологического контроля: почему серые схемы вывоза мусора становятся опасными

Заседание межведомственной рабочей группы в Природоохранной прокуратуре, прошедшее под председательством прокурора Артема Зобова, стало четким сигналом для всех участников рынка обращения с отходами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Участие представителей Комитета по природным ресурсам, АО «Невский экологический оператор» и других профильных ведомств подтверждает: период адаптации к «мусорной реформе» завершается, начинается этап жесткого администрирования. Государство переходит от увещеваний к усилению надзорной деятельности, ставя исполнение решений на прямой прокурорский контроль. Для бизнеса и частных заказчиков это означает одно — работать по старинке, отдавая строительный или производственный мусор первому встречному водителю по объявлению, становится финансово и юридически рискованно.

В фокусе внимания властей оказались не только глобальные показатели нацпроектов, но и конкретные болевые точки: захламление лесов и обращение с отходами производства. Практика показывает, что заявленное по итогам заседания «усиление профилактической направленности» неизбежно трансформируется в увеличение числа рейдов и проверок документации. Это заставляет по-новому взглянуть на привычные способы избавления от мусора и разобраться, какие шаги необходимо предпринять, чтобы остаться в правовом поле.

Конец эпохи нелегальных свалок: что ищут проверяющие

Главная цель ужесточения контроля — разорвать цепочку образования несанкционированных свалок. Основным источником мусора в лесах и на обочинах Ленинградской области остаются недобросовестные перевозчики, которые демпингуют цены за счет экономии на оплате официального полигона. Раньше ответственность за такие действия часто размывалась. Теперь правоохранительные органы нацелены на выявление всей цепочки: от образователя отхода до конечной точки выгрузки.

Межведомственное взаимодействие, о котором говорили на заседании, означает, что ГИБДД, Комитет по природопользованию, прокуратура и лесничества будут обмениваться информацией быстрее и эффективнее. Камеры фиксации на дорогах все чаще настраивают на отслеживание грузовиков, перевозящих сыпучие грузы и строительный мусор без тентов и соответствующих документов.

Важно!

Если ваш мусор будет обнаружен в лесу или овраге, и среди него найдут документы, упаковку или другие идентификаторы вашей компании или личности, доказывать свою невиновность придется вам. Отсутствие закрывающих документов от легального полигона (талонов) будет трактоваться не в вашу пользу.

Проверяющие органы теперь требуют не просто наличия договора на вывоз, но и доказательство факта утилизации. Для юридических лиц и ИП это означает тотальную проверку паспортов на отходы I–IV классов опасности и сопоставление объемов образованного мусора с объемами, принятыми лицензированными объектами размещения. Любое расхождение — повод для внеплановой проверки.

Финансовые риски: актуальные штрафы за нарушения

Многие заказчики до сих пор воспринимают экологические нарушения как нечто незначительное. Однако актуальная редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает санкции, способные подорвать финансовую устойчивость малого и среднего бизнеса. Основная статья, по которой привлекают нарушителей в этой сфере, — ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами».

Особое внимание стоит обратить на части статьи, касающиеся выгрузки мусора с транспортных средств в неположенных местах. Это прямой удар по тем, кто пользуется услугами «серых» возчиков.

Действующие размеры штрафов за типичные нарушения:

Вид нарушения и категорияШтраф (руб.)
Общее несоблюдение требований
Граждане2 000 – 3 000
Должностные лица10 000 – 30 000
ИП30 000 – 50 000 (или приостановка до 90 суток)
Юридические лица100 000 – 250 000 (или приостановка до 90 суток)
Повторное нарушение в течение года
Граждане3 000 – 5 000
Должностные лица30 000 – 40 000
ИП50 000 – 70 000 (или приостановка до 90 суток)
Юридические лица250 000 – 400 000 (или приостановка до 90 суток)
Выгрузка мусора с легкового авто/мотоцикла
Граждане10 000 – 15 000
Должностные лица20 000 – 30 000
Юридические лица30 000 – 50 000
Выгрузка мусора с грузовика/прицепа
Граждане40 000 – 50 000
Должностные лица60 000 – 80 000
Юридические лица100 000 – 120 000

Для бизнеса самым тяжелым наказанием часто становится не денежный штраф, а административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Остановка работы магазина, производства или стройплощадки на три месяца гарантированно приносит убытки, многократно превышающие стоимость легального вывоза мусора.

Важно!

При повторном нарушении правил выгрузки мусора с транспортных средств у должностных и юридических лиц могут конфисковать самосвал или грузовик, использовавшийся для совершения правонарушения.

Отдельного внимания заслуживает статья 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации. Отсутствие паспортов отходов или ведение журнала учета «для галочки» подпадает именно под эту статью. Штрафы для юрлиц здесь составляют от 20 000 до 80 000 рублей. В условиях, когда прокуратура берет ситуацию под особый контроль, суды склонны назначать наказания ближе к верхней границе санкций.

Фундамент безопасности: паспортизация отходов

В основе легального обращения с мусором лежит паспортизация. Без этого документа любой вывоз строительного или производственного мусора юридическим лицом или ИП автоматически становится нарушением. Усиление надзора, анонсированное прокуратурой, начнется именно с проверки этих документов.

Паспорт отхода — это не формальная бумажка. Это документ, удостоверяющий принадлежность отхода к определенному виду и классу опасности, а также содержащий сведения о его составе. Согласно Федеральному закону № 89-ФЗ, паспорта обязаны составлять все ИП и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности.

Практически весь мусор, не относящийся к твердым коммунальным отходам (ТКО) офисных сотрудников, требует паспортизации. Примеры отходов, на которые нужен паспорт:

  • Строительный мусор: бой кирпича, обрезки гипсокартона, старый линолеум, тара из-под красок (часто III класс опасности), демонтированные оконные рамы.
  • Производственные отходы: промасленная ветошь, отработанные фильтры, стружка металлов и пластика, отработанные масла.
  • Отходы торговли и складов: испорченная упаковка, паллеты, списанная непищевая продукция.

Многие ошибочно полагают, что паспорт нужен только один раз. На самом деле он оформляется на каждый конкретный вид отхода по ФККО (Федеральному классификационному каталогу отходов). Если у вас образуется бой бетона и старые люминесцентные лампы — это два разных паспорта, так как это отходы разных классов, требующие разных методов утилизации.

Для отходов V класса опасности (практически неопасные, например, чистые опилки или незагрязненный картон) паспорт не требуется. Однако, чтобы доказать проверяющему, что это именно V класс, необходимо провести лабораторный анализ состава и оформить протокол биотестирования. Без этого подтверждения инспектор вправе посчитать отход IV классом опасности (по презумпции экологической опасности) и выписать штраф за отсутствие паспорта.

Легальные полигоны и перерабатывающие заводы в Ленинградской области не имеют права принимать отходы у юридических лиц без паспортов или протоколов биотестирования, поскольку рискуют своей лицензией. Поэтому, если перевозчик готов забрать ваш производственный мусор «без лишних бумажек», он с вероятностью, близкой к 100%, не повезет его на официальный объект размещения.

УСЛУГИ УВОЗОВА

Вывоз строительного мусора

Недорого: от 650 ₽ за 1 м³

вывоз строительного мусора

Инструкция: как выбрать легального перевозчика и защитить себя

В условиях усиленного прокурорского контроля выбор подрядчика для вывоза мусора становится вопросом безопасности бизнеса. Работа с проверенной компанией снимает риски, но каждому заказчику полезно знать критерии отбора легального исполнителя. Процесс выбора должен строиться на проверке разрешительной документации и прозрачности цепочки утилизации.

1. Проверка лицензии Росприроднадзора

Деятельность по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности требует обязательной лицензии. Попросите у потенциального перевозчика копию лицензии или ее номер для проверки в реестре на сайте Росприроднадзора.

Внимательно изучите приложение к лицензии. В нем перечислены конкретные коды ФККО, с которыми компания имеет право работать. Если у вас строительный мусор, а в лицензии перевозчика указаны только пищевые отходы или ТКО, такой договор будет нелегитимным. Перевозчик не имеет права транспортировать отходы, не указанные в его лицензии.

2. Подтверждение конечной точки вывоза

Это ключевой этап проверки. Лицензия на транспортировку — это лишь право возить мусор, но не право вываливать его где угодно. Легальный перевозчик обязан иметь действующие договоры с объектами размещения (полигонами), обезвреживания или утилизации (перерабатывающими заводами), включенными в ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов).

В Ленинградской области количество таких объектов строго ограничено. Спросите перевозчика, на какой конкретно полигон поедут ваши отходы, и попросите показать договор с этим объектом. Честной компании скрывать нечего. Если в ответ вы слышите уклончивые фразы про «свои площадки» или «договоримся на месте», немедленно прекращайте сотрудничество.

3. Документооборот и отчетность

Низкая цена за рейс часто объясняется отсутствием платы за размещение отходов на полигоне. Легальный тариф всегда включает в себя две составляющие: транспортные расходы перевозчика и тариф полигона за прием тонны или кубометра отходов, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Важно!

Единственным документом, подтверждающим, что ваш мусор доехал до законного места, является талон (справка, акт) от полигона с указанием объема принятых отходов, даты и номера машины перевозчика.

В договоре с компанией по вывозу мусора должен быть пункт о предоставлении вам копий этих талонов вместе с актами выполненных работ. Для бухгалтерии и экологов вашего предприятия эти документы являются основанием для списания отходов с баланса и корректного расчета платы за НВОС. При прокурорской проверке именно наличие талонов станет вашей главной защитой.

Надежный подрядчик выстраивает свою работу в полном соответствии с этими требованиями, предоставляя не только транспорт, но и комплексное экологическое сопровождение. Это включает помощь в паспортизации отходов, организацию лабораторных исследований для подтверждения V класса и направление машин исключительно на лицензированные объекты, с которыми заключены прямые договоры. Клиенты такой компании получают полный пакет закрывающих документов, который удовлетворит любую проверку.

В текущей ситуации попытка сэкономить на легальном вывозе сродни игре в рулетку с государством, где ставки — многотысячные штрафы и репутация бизнеса. Переход в правовое поле с надежным партнером — это инвестиция в спокойствие и стабильность вашей деятельности.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх