Какие документы нужны для вывоза и утилизации строительного мусора в Петербурге: талоны, акты, справки?

«Нам нужна справка о вывозе мусора», — с таким требованием обращаются клиенты в транспортные компании при заказе вывоза строительного мусора. В их лексиконе это простой и понятный документ, подтверждающий, что горы строительного мусора не оказались в ближайшем лесу, а были вывезены легально.

Но в официальном мире экологов такой «справки» не существует. Как не существует в Санкт-Петербурге и московских «талонов». Единственный легитимный документ, который примут при проверке, носит строгое название — Акт приема-передачи отходов.

Почему возникла эта путаница? В чем юридическая разница между этими понятиями и почему она так важна? И как, в конце концов, получить ту самую «бумажку», которая закроет все вопросы с контролирующими органами? Мы задали эти вопросы напрямую практикующему экологу Наталье Мирошниченко. 

Эта статья будет полезна руководителям, прорабам, снабженцам и всем, кто сталкивается с вывозом строительных отходов. Разберём, какие талоны на вывоз мусора, справка о вывозе мусора, акт на вывоз мусора или документы на утилизацию отходов действительно нужны для легального вывоза строительного мусора в Петербурге.

Основы основ: что такое акт приема-передачи и зачем он нужен?

– Предлагаю начать с фундамента. Какой главный документ регулирует обращение со строительными отходами в Петербурге? Это все еще «Правила…», утвержденные распоряжением № 1112-ра от 2003 года?

Да, вы правы. Если мы говорим именно об актах приема-передачи, то это основной документ, на который мы опираемся. Каких-то других, столь же ключевых в этом вопросе, нет.

– В чем тогда основная цель этого акта? Что он фиксирует?

Его главная цель — зафиксировать всю цепочку движения отхода. В акте четко прописывается:

  • Кто образовал отход (образователь).
  • Кто его перевез (транспортировщик).
  • Куда отход в итоге поступил (конечный пункт — утилизатор или полигон).

Также обязательно указывается вид обращения с отходом (утилизация, размещение), наименование и класс опасности отхода, и его объем — как правило, в тоннах и кубических метрах. По сути, это главный документ, который доказывает, что отход переместился с места образования до конечной легальной точки.

– Интересно, почему в Петербурге прижился именно «акт», а в Москве, например, используют «талоны ОССиГ»?

– Я бы назвала это региональной особенностью. У этих документов разная природа. Талон на размещение отходов — это больше транспортно-бухгалтерский документ. Он нужен, чтобы посчитать, сколько машин и какого объема может заехать на полигон. Акт приема-передачи — это в первую очередь экологический документ. Он необходим для отчетности в сфере экологии и для прохождения проверок. Это разные зоны ответственности.

– А есть утвержденная форма акта в Петербурге? Или каждая компания использует свой шаблон?

Единой, обязательной для всех формы нет. Но есть единые требования к сведениям, которые должны быть в акте. А вот саму форму (шаблон) утверждает каждый полигон или утилизирующая компания для себя. В акте указываются реквизиты всех сторон, лицензии, объем и ФККО отходов — всё это делает его полноценным документом подтверждающим вывоз и утилизацию строительного мусора.

Пример акта приема-передачи на утилизацию отходов (скачать docx или pdf)

Документооборот на практике: кто, что и как заполняет

– Если форму утверждает полигон, то кто отвечает за заполнение акта? Образователь отходов, перевозчик?

– В нашем регионе сложилась практика, что за оформление акта отвечает транспортная компания. Это удобно, потому что перевозчик напрямую работает и с заказчиком, и с полигоном. Схема такая: транспортная компания собирает данные от всех своих клиентов, формирует реестр и отправляет его на полигон. После подтверждения со стороны полигона, перевозчик на основании этого реестра заполняет акты.

– То есть, полигон делегировал эту работу перевозчикам.

– Абсолютно верно. И это логично с точки зрения клиентского сервиса и скорости. Представьте, если бы полигоны сами оформляли тысячи актов — им бы понадобился бесконечный штат экологов.

– Какие ключевые сведения, кроме участников и объемов, должны быть в акте?

– Обязательно должны быть реквизиты всех сторон, а главное — данные о лицензиях. Для транспортной компании указывается номер лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности. Для компании-утилизатора — реквизиты ее лицензии на утилизацию. Это подтверждает, что все участники цепочки работают легально.

– Акт как-то связан с паспортом отходов?

– Напрямую в акте ссылка на паспорт может не стоять. Но есть жесткая связка: вы не получите акт без предоставления паспорта отхода и протокола лабораторных исследований к нему. Экологи на полигоне сверяют, чтобы адрес образования отходов в паспорте и в заявке на вывоз совпадал. Если данные не сходятся, акт просто не выпустят.

Опасные схемы и переход права собственности

– Давайте разберем один очень важный юридический момент. Подтверждает ли акт переход права собственности на отходы?

– Здесь нужно уточнить, к кому. Право собственности от образователя к транспортировщику не переходит. Перевозчик — это просто служба доставки из пункта А в пункт Б. А вот когда отход поступает к утилизатору, то да, акт подтверждает переход права собственности к нему. Утилизатор становится собственником, потому что он перерабатывает отход, меняет его свойства и создает из него новую продукцию — вторсырье.

– А можно ли обойти всю эту сложную процедуру? Например, забрать у клиента строительный мусор как обычный «груз» по договору грузоперевозки, а потом у себя на площадке оформить на него паспорт и утилизировать от своего имени?

– (Улыбается) Сразу скажу: по закону — нет. Это очень рискованная схема.

– Почему? Если клиенту не нужны документы, казалось бы, всем удобно.

– В рамках федеральных законов (№ 89-ФЗ, № 7-ФЗ) так делать нельзя. Строительный мусор — это смесь отходов разных классов опасности, и они подлежат обязательной паспортизации. В паспорте указывается, где и в результате какой деятельности образовался отход. Если у транспортной компании в ОКВЭД нет строительной деятельности, возникает логичный вопрос у любого проверяющего: откуда у вас взялись строительные отходы?

«Это как с покупкой квартиры. У вас должен быть документ, подтверждающий, что до вас у нее был другой собственник. То же самое и с отходами: должен быть первичный документ — паспорт, оформленный на реального образователя. Вывезти отход как «груз», а потом «превратить» его в отход на своей площадке — это попытка разорвать юридическую цепочку, что незаконно».

Наталья Мирошниченко

Полный пакет: что еще нужно, кроме акта?

– Мы уже упомянули паспорт и протоколы. Почему их всегда требуют?

– Паспорт отхода без протокола лабораторных исследований — это просто бумажка, «сделанная на коленке». Протокол, выданный аккредитованной лабораторией, — это главное. Он подтверждает две вещи:

  1. Класс опасности: Действительно ли отход относится, например, к IV классу.
  2. Состав: Из чего он состоит. Это важно и для перевозчика (чтобы понимать, может ли он по своей лицензии возить такой отход), и для утилизатора (чтобы понимать, может ли он его переработать).

– Часто еще упоминается протокол биотестирования. Не «пивотестирования», как я однажды оговорился, а именно биотестирования. Что это?

– (Смеется) Биотестирование — это метод определения класса опасности для отходов V класса (практически неопасные). Исследование проводят на живых микроорганизмах, например, на дафниях. Если в определенных условиях дафнии в контакте с отходом выживают — отходу присваивается V класс, и выдается протокол биотестирования. Если погибают — значит, отход более опасен, и нужно оформлять паспорт для IV или более высокого класса.

– Хорошо, с юрлицами понятно. А как быть обычному человеку, который делает ремонт в квартире? Ему же для согласования перепланировки в МФЦ тоже нужны документы о вывозе мусора, а паспорт отходов на физлицо не оформить.

– Четкой системы для физлиц, к сожалению, нет. Но есть рабочие легальные схемы.

  1. Нанять подрядчика. Человек нанимает для демонтажа официальную компанию (юрлицо или ИП с нужными ОКВЭД). Эта компания становится образователем отходов, на себя оформляет все паспорта и заключает договор с перевозчиком.
  2. Обратиться в управляющую компанию. Можно заключить договор с УК. Они выставят счет за вывоз мусора как за дополнительную услугу, на себя оформят все документы и организуют вывоз.

Боль эколога: почему о мусоре вспоминают в последнюю очередь?

– Мы прошлись по всем основным вопросам. Может, есть что-то еще, чем вы хотели бы поделиться? Какая-то профессиональная боль?

– Есть. Главная боль эколога в том, что большинство строительных компаний практически ничего не знают об экологии и вспоминают о ней, когда уже поздно. На серьезных объектах должен быть разработан проект ООС (Охрана окружающей среды), где заранее прописаны все виды и объемы отходов. А по факту строители вывозят мусор, не сверяясь с проектом, а потом, при сдаче объекта, выясняется, что документы не соответствуют проектным. И начинается паника.

«Боль в том, что клиенты не думают об экологии в начале проекта. Они вспоминают о ней, когда нужно сдавать объект и, как говорится, петух уже клюнул в одно мягкое место. И не один раз. Начинается беготня, переделка документов, лишние траты. Экологов не нужно бояться! Как и врачей. Чем раньше вы придете, тем проще и дешевле будет решить все вопросы».

Наталья Мирошниченко

– То есть главный совет — привлекать эколога на самом старте?

– Да. Заложили проект — пригласите эколога на консультацию. Это сэкономит вам кучу времени, денег и нервов в будущем. Ответственный подход к отходам — это не лишние затраты, а грамотное управление рисками.


Справка об эксперте: Наталья Мирошниченко — практикующий эколог с многолетним опытом в сфере обращения с отходами, разработки экологической документации для строительных и промышленных предприятий Санкт-Петербурга.


Комментарии экспертов

Анастасия Эндеко про «региональные особенности» в Московской области

Благодаря утвержденному порядку обращения со строительными отходами в Московской области, который был запущен как крупный проект в 2021 г., сложилась, на мой взгляд, очень грамотная практика работы отходообразователей (отходопроизводителей) с транспортировщиками (отходоперевозчиками) и утилизаторами (отходополучателями). Если транспортировщик не является одновременно утилизатором, то с каждой стороной заключается отдельный договор (альтернатива с другими отходами – трехсторонний договор и, вследствие, трехсторонние акты, но, почему-то, на них не так много, кто соглашается), что делает отношения при обращении со строительными отходами прозрачнее, так как каждая сторона выдаст отходообразователю индивидуальный акт об оказанных только со своей стороны услугах. Еще одним положительным моментом могу выделить то, что порядок обращения со строительными отходами в регионе заранее обязывает в договоре указать виды и количество планируемых к вывозу отходов. Кстати, да, в Московской области предусмотрена обязанность оформлять электронные талоны (талоны ОССиГ), но они предназначены для организации разрешенного перемещения строительный отходов по региону, но никак не для бухгалтерского учета (хотя отчасти они в этом тоже участвуют). Поэтому их не стоит сравнивать с актами приема-передачи отходов. У этих документов совершенно разные цели. Особенностей еще много! Главное, следовать установленным требованиям.
Анастасия Эндеко — экологАнастасия Эндеко, промышленный эколог-практик, ментор, юрист, создатель проекта «Типичный природопользователь», анкета в Профи.ру
3.8 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Прокрутить вверх